Головна | Козацька доба | Війни XIX-XX ст Краєзнавство | Мовознавство | Туризм | Література | Друзі | Контакти   

Чернігівський полк | Ніжинський полк | Стародубський полк | Інші полки | Війни XVII-XVIII | Галерея | Реконструкція

Історичний нарис | Історія сотень | Старшина | Карти


Ніжинський полк: полкова старшина (1648-1782)

ПОЛКОВЫЕ ОБОЗНЫЕ

за матеріалами http://www.grad.konotop.net

Григорий Кобылецкий, 1663г. Матвий Михайлович Шендюх, 1671р. и 1695р. Иван Семенович, 1681р. Федор Андреевич Кандиба, 1698-1700рр. Леонтий Шрамченко, 1709-1730рр. Иван Васильевич Величковский, 1734-1739. Михаил Михайлович Танский, 1746р. Леонтий Грановский, 1746-1752рр. Василий Кадигроб, 1774р.

Кобылецкий может быть одно и то же лицо с встречающимися в актах обозным Гордецким, (см. в Прохорской сотне, с. Переяславка) Кобылецкий в 1657г. был Нижинским городовым атаманом.

Шендюх, см. о нем: сотню Салтыкове-Дивицкую. Кандиба, см. о нем: сотню Конотопскую. Шрамченко, см. о нем: сотню Олишевскую.

Величковский, сын Борзенского протопопа Василия Велич-ковського, известен своими злоключениями, которые пришлось ему много лит терпеть от „пьянственного и развратного жития» жены своей Евфимьи Заруцкой (дочери Новгород-Сиверского протопопа Афанасия Заруцкого). Безуспешно испробовав разные меры к исправлению жены, Величковский обратился в Киевский «консистор», с просьбою о разводи. Хотя развод мог быть разрешен только синодом, тем не менее в Киеви Величковскому обещали, что ходатайтво его может быть уважено; давал надежду на развод Величковскому и сам тогдашний киевский архиепископ Варлаам Ванатович, который даже как будто словесно и разрешил «второбрачие» Величковскому; но за тем же стал и преследовать Величковского за это второбрачие. Начав хлопоты о разводи в 1722г., через 7 лет после женитьбы, Величковский вел это дело около 10 лет... Между прочим, попробовал Величковский обратиться своею нуждою и к новопоставленному гетману Апостолу, причем подробно рассказал в «пунктах», историю своих злоключений. Этот рассказ самого Величковского мы здесь и приведем для знакомства с бракоразводным вопросом в старой Малороссии. «От самого початку», говорит Величковский «бывшой моей жены Евфимьи Заруцковны Богу мерзкое людем блазненное, мужу пагубное безчиние, а дому неизносное чинилось развратно, без срамоты, поношение и запустение. И я, будущий, без надежды ея исправления зоставшийся, по премногих всяческих будучих над нею наказаних, так матерных, яко и судов, консистории и разных духовных особ, жадной неузнаючй отрады и не имеючи и мало жития малженского, як принадлежало бы мужу с женою, мусилем еще до приезду на престол... нынешнего архиепиского Киевского в году 1722-м. вдатися в священный консистор Киевский... с объяснением подлинных причин, по яких отнюдь мне з оною моею женою жить весьма было не возможно. И оный консистор... упевнил мене з надеждою отрады, ожидать приезду архирейского. - В том же году 1722-м, священный консистор простуючи к Глухову на Борзну, на сритение архиерея, «гостили все в домок мой на опочивок, а именно: о. игумен СвжтоНикольский Киевский Христофор Чарнуцкий, о. намесник Софийский Ктошкевич, о. писарь катедральный Елеферий Ладинский, о. казнодея Софийский Левицкий с прочиими, которые тамже пунктуальное от мене поданное нещасного моего жития доношен ие, все купно засевши подробну вычитавши, предложили сии слова: по таком своем страдании, будь певен на благоугодное малженское себе житие иную жену поняти... який скуток певен будь, же получишь». - По приизду Ванатовича в Киев, Величковский отправился туда вместе с женою и «там в Киеве разсмотревши преосвященный». Продолжает Вий — «преокаянное от ней бедующее житие, повелел оную представить в консистор, в наказание. И по довольном истязании, манн оную в дивичий монастырь ради исправления, заслати под начало, только она... прилежне молила, абы публичную присягу пред всем консистором, на суди духовном, учинити, под страшною клятвою, впредь болш уже не безчиновати». - Величковский долго просил «консистор» не верить обещаниям своей жены относительно ее исправления, но монахи уговорили его ограничиться на первый раз, жениною клятвою и Величковский, поневоле должен был «тое ей, жены, написанное обещание, при крестном целовании и присязе учиненное, при подписании руки ее же и всего консистора на суде духовном, приняти». -Величковский имел полное основание не верить жениной клятви, как видно из продолжения разсказа.- «А отьехавши з суду от катедры, того же дня, зараз оная жена в том же пути, тую свою клятвенную присягу зламала, первые розпустным пьянством, потом и всякие безчинства и злопреступства шкаредние, яких встыдно и описовать, развратно чинила, от яковых еще я целый год от нея в дом во всяком срами, при крайнем разорении домовом, пагубное бедствие претерпевалем...»

Это «бедствие» заставило Величковского обратиться снова к Киевскому архиерею. - «Зрозумевши теди преосвященный архипастырь мое уже смертоносное смятение и милосердствуя о такой моей пагуби, выслал з Киева нарочно... о. игумена Видубицкого Феодосия Хоменского с товарищи, для скутечнийшой апробации, на розыск, в Борзну. - Когда же прибули отцеве инквизитори в Борзну, то по составлении инквизиции, узнавши превеликие мерзостные жены неописанные дела и увидевши единое запустение загибающего от ней домовства и житие мое не малженское, но страдальческое, повелели оною при своей битности в тое ж время от дому моего з Борзны, до матери ее отпровадити, при написании своём таком же болш з мужем жить не должна...»

После фактического разлучения с женою, Величковский стал просить у Ванатовича «благословение на второбрачие» и в ответ получил из «суда духовного», «в трех пунктах приговор, с повелением змежду трех, еден себе избрати 1) таковая жена от твоего сожития по своих злопреступных делах, чужда зостает и разлучается, а женитися тебе не смиет от себе благословити преосвященный; 2) аще похощеши, то преосвященный сожалеваючи твоего так долгого страдания и терпения, выписавши твое бедствие, а жены твоей развратное житие пошлет в святейший синод доношение и ради скорейшего ответу, сам туда разве потрудися и 3) или - аще хочеш вдати оную суду свицкому будет таковая без пощадения подлежати по правным артикулам, смерти.» Величковский выбрал второй «пункт» и поехал с письмом Ванатовича, хлопотать в Синод. Оттуда выдан был ему указ, по видимому на имя Ванатовича, -«таковое дело решить как правило св.отец повеливает». - Представляя этот неопределенный указ архиепископу, Величковский просил, «себе резолюции - второбрачное приняти малженство.» - «Но в тое время таковыми его преосвященство отповедал словами: разве иншим способом.» - Здесь в разскази Величковского видится неясность повидимому, синод указал Киевскому архиепискому произвести по жал оби Величковского, следствие, дабы затем разрешить дело о разводе по обстоятельствам, добытым следствием; а Ванатович как бы уклоняется от исполнения указа, хотя следствие было уже Выдубицким игуменом раз произведено... Точно - Киевскому «консистору» было выгодно отделываться от Величковского, одними полумерами...

Величковскому видимо надоела эта волокита и он ответ Ванатовича на синодский указ понял по своему. «Котории архирейские (разве иншим способом) вырозумевши слова, принялем з вдовствующою Анною Новицковною второбрачие...»

говорит Величковский. «А по женитьби своей прибувши я в Киев, известитеся архиерееви, но в той час отповидовал о.писарь катедральний Ладинский, же архиерей теперь немощен и сказал так: що ся стало, не может разстатися, йидь здоров, в доме, да живи! - Пришедшу теды времени немалому, присылает в году 1725 - м, преосвященный, дабы я натри месяцы в монастырь Максаковский отойшел в послушание и дабы и жена моя Анна Новицковна такожд в монастырь дивичий Великобудиский, на такое же время отийшла.» - Это наказние Киевский «консистор» наложил на Величковского за его второбрачие...

Указ, этот Величовский не мог исполнить уже и потому, что в том же 1725г. он должен был идти в Гилянский поход. «Через полгода после ухода моего в поход,» продолжает Величковский, «прислал архипастырь Киевский на мою жену, Анну Новицковну, неблагословение и от входа в церковь запрещение; и велел по церквам у Борзни, палеты всенародно вычитовати и по дверям церковным прибивати; и предложено еще в оных палетах, же когда и хоружий (т.е.сам Величковский) з похода прийдет, тому же подлежите неблагословению. И жена моя поки я бавился в походи, чрез полтретя (два с половиною) года страдала в неблагословении. А когда Бог в дом мене привернул того ж дня, в первых числах ноеврия 1727 года, з дому жена моя в назначенный от архиерея монастырь Великобудиский отойшла, где бедствовала, творя послушание и терпя от законниц всякие поношения, через тридцать недель неисходно... Являемся я до его преосвященства и челобитсвовалем, дабы святителським своим призрением помилосердствовал так о моей жени страждучой и болезнуючой со малою дитиною скитаючойся в монастиру, я ко и обо мне чрез пятнадцатное лито время над силу человечую, в горком бедствии, в плачевном житии и последнем разорении страждущом... но и челобитной от мене не принял и отказал: я не поп - по два раза говорити! и было бы тебе в поход не ити да поведенное мое пастырськое в тое время исполните! - и за такое ослушание, мусиш страждати. - Потом его мил.п.полковник Нижинский Ив.Сем. Хрущов со всею полковою старшиною и сотниками посылали с умилителним молением до архипастырськой святыни, выражаючи от початку мое страдальческое житие... и упрошая на мя и на жену мою Анну Новицковну, милосердствующего призрения отческого помилования и намолжонское нам с женою браком сочетавшимся, житие святительского благословения; но на тое тогда жадного ответу не учинилось...» Этот разсказ дополняеться двумя синодскими указами, последовавшими после подачи приведенной жалобы Апостолу, в 1729 и 1731гг. Из первого указа видно, что Варлаам Ванатович узнал о второбрачии Величковского, донес об этом синоду, спрашивая - как ему поступить с виновным? - Синод указав Ванатовичу на церковные законы, предписал «впредь о таковых делах в свят. Синод не утруждать», Получив этот указ Ванатович своим указом 27 февраля 1730г., предал Величковского «проклятию и анафеми». В том же 1730г. Ванатович как известно, был лишен архиерейства. Отчасти должно быть, это обстоятельство, а отчасти другое - смерть Заруцковны, дали возможность Величковскому обратиться в синод с ходатайством, « чтобы его от клятвы церковной разрешить и в сожитии брачном со второбрачной) женою его, Анною Новицковною, позволить жить, понеже де первая жена его Заруцковна уже и умерла... «Синод немедленно удовлетворил ходатайство Величковского, решив «означенного Нижинского полку хоружагоИ вана Величковскоо и со второю его женою Анною так же и дом его от церковного запрещения, которое было на него Величковского вседомовне (51с) наложено от бывшего Киевского архиерея, что ныне простой монах Варлаам, неразсудно, освободить; в церковь божию и к нему в дом священником со всякими требами, отныни входить велити невозбранно но И со оною его женою второю Анною в супружестви жить без всякого препятствия ему, Величковскому, позволить.» - 72) Почему синод нашел разпоряжение Ванатовича «неразсудным», когда это распоряжение было сделано по указанию самого синода, - не знаем. Повидимому второй брак Величковского чтвержден был синодом лишь в виду смерти первой жены. Но вообще синод отнесся к ходатайству Величковского очень милостиво...

Затем, Величковский обращает на себя внимание еще и своею службою: будучи «поповичем» и следовательно проложив себе необычную дорогу в служби, Величковский кроме того, прошел тогдашнюю чиновную лестницу еще из необычными скачками, будучи повышен из хоружих прямо в обозные, миновав таким образом есаутьство, писарство и судейство. Так как о каких либо особых заслугах Величковского неизвестно, то может быть, что обозничество свое Величковский получил при помощи своих достатков, унаследованных от отца Борзенского протопопа.73)

Танский - был брат Киевского полковника Антона Танского и дядя его сына Михаила Антоновича, тоже полковника Киевского.

Грановский известен своею долговременною службою в «войске». Уже в 1725г. видим Грановского на полковом писарстви; через десять лет он был судьею, а в 1746г поставлен обозным вместо уволенного Танского. Мы видели уже, что Грановский был одним из ревностных подручников полковника Божича, за что «был штрафован по указам» см. стр. 21). Грановский был родом из Кролевца, где был и женат на дочери тамошнего претендента в сотники - Василия Николаенка. В старшину он попал видимо, за свое искусство в канцелярских делах, так как прямо получил полковое писарство; но никаким значением Грановский не пользовался, что доказывается тем, что за свою долгую службу он не получил никакой маетности. Сын Леонтия Грановского, Яков, женатый на дочери Степана Степановича Бутовича, служил сначала бунчуковым товарищем, а при учереждении наместничества, был назначен в Кролевец почмейстером. За ним в 1782г. показано, в сели Подолови (около Кролевца) 114 крестьян, должно быть полученных в приданое за женою мать которой была Маковская (см. Кролевецкие сотники). Сыновья Якова Леонтьевича Грановского служили уже в гвардейских и армейских полках.

 

 
 

 
   
X